Коса, народ Нельсона

Многообразие этнического состава ЮАР отразилось даже в официальной символике страны. «Единство в многообразии» - выстраданный веками лозунг. Постоянная борьба за существование и крупномасштабные компромиссы привели к относительно мирному сосуществованию людей обновленного государства.

Не всегда история ЮАР проходила под громогласные заявления о свободе и равенстве. Кланы и племенные группы боролись за существование, отвоевывая землю у братьев по крови. Что говорить про европейцев, приносивших с XVII в. выгоду своей нации и рабство другим? С начала открытой конфронтации освоившихся мореплавателей с местными племенами Кхоикхои (готтентотами) белые относились к местному населению с одинаковым презрением. На самом деле история переплетения национальностей и этносов южной Африки пестра как сегодняшний флаг.

Народ коса, относящийся к группе банту, в наши дни достигает численности 8 млн. человек. Название одного из ярчайших и типичных представителей теперешней ЮАР связывают с одним из вождей этой древней нации. Сами коса зовутся не иначе как исиКоса. Что мы знаем о людях, живших между рекой Бушменов и Кеем? Н свету разве что их постоянные стычки с бурами, приведшие к войнам конца XVIII в., и дальнейшее их притяснение. Главным фактом истории этого загадочного этноса была массовая резня коров в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году. Такая фатальная ошибка религиозного толка удвоило число коса в меньшую сторону.

Вторая по количеству языковая общность в стране после зулу, коса своей родиной считает горы Аматола и Винтерберг. Известно, однако, что там они появились лишь в пятнадцатом столетии. Главной отличительной чертой этноса считается их язык, напоминавший европейским мореплавателям щелчки и заикания. Установлено: коса переняли многие черты фонетики у бушменов (главная особенность – щелкающие согласные), постоянно соседствуя с ними.

Неоспоримое родство коса с племенами банту, пришедшими в регион в течении II в. нашей эры. Новые участники процесса выживания в условиях дикой природы постоянно вынуждали народ коса искать новые источники питания. Отношения с готтентотами (Кхоикхои) были стабильно хорошими, так как этносы имели не только сходные черты религиозных верований, но и общих пращуров. Близкие контакты этих культурных общностей на протяжении всего исторического периода делают дальних родственников, Кхоикхои и Коса, похожими в традиционной составляющей.

Первым известным вождем коса был Тшаве. Нельзя точно хронологически определить правление «отца», но скорее всего в это время народность представляла собой конфедерацию кланов, которая в конце концов предстала под одним именем Коса. Но это не была еще нация, а объединение договорного характера, где вождь решал внешнеполитические задачи, а проблемы внутреннего характера зависели от самого клана. С помощью такой протодемократической системы управления коса распросранили свое влияние на запад до реки Грут-Вис, на север до теперешнего КваЗулу/Натал, и вглубь материка до Драконовой горы.

Как бы то ни было, кланы коса были миролюбивыми по отношению к другим народам, что послужило основой их длительного существования. Вожди имели власть скорее номинальную, их почитали как авторитетов, но эти лидеры решали только основные вопросы общего характера. Главными действующими лицами середины восемнадцатого века – трудного для коса времени – были Вузани (клан Тхембу), Гамбуше (клан Бомвана), Факу (клан Мпондо). Это первые национальные лидеры, правление которые четко зафиксировано. Главным вождем объединенного народа, по утверждению антропологов, стал Фало, возглавлявший коса с 1715 по 1775 гг. Главный представитель коса наших дней, без сомнения, национальный герой Нельсон Мандела.

на главную -- рекомендуем посетить:
краткая
информация
туристу
на заметку
что надо
увидеть
лучшие
экскурсии
отзывы и
впечатления


Copyright © Южная Африка.ru :: Карта Сайта :: Контакты