Если быть точным в переводе, представители этноса Кхоикхои назывались себя «Людилюди», «Люди Людей» или что-то в этом роде. Загадки Южной Африки уже преподнесли и готовят современникам многочисленные вопросительные знаки. Часть кхоизанской этнической группы, распространенной в юго-восточном регионе Африки, населяла земли сегодняшней ЮАР задолго перед тем, как на эти земли ступила нога белого человека.
Кхоекхое (общепринятое сегодня название скорее схематично, нежели точно; они же - Нама) были тесно связаны с общностью бушменов, звучавших на этом языке как Сан. Именно этой национальности выпала трагическая роль испытать встречу с белыми агрессорами. Проживая с пятого века нашей эры в краях, представители народности и не подозревали об опасности, готовящейся нависнуть над ними со стороны путешественников.
Традиционное земледелие, сменившее в основном простейшие занятия древности (собирательство), основывалось на экстенсивной методике развития. Благодаря природным особенностям южноафриканских областей такой способ ведения хозяйства вкупе с огромной численностью коров Нгуни давал более-менее стабильные возможности существования.
Как показывают археологические источники, народ Кхоикхои расселился на просторах юга Африки из Ботсваны. Интересно, что данная национальность была названа голландцами готтентотами. Это имя скорее сборное, так как многим европейцам не интересно было разбираться в особенностях местного населения, главной целью большинства пришельцев было обогащение. Отсюда и ошибки в названии. Стоит отметить, что само слово «готтентот» произошло от голландского непонимания языка местных. Stotteren – так на языке этих врожденных мореплавателей (северный диалект) звучала рефлексия невнятных звуков, в качестве которых они воспринимали все, что было связано с неграми. Черный человек означал заику (дословный перевод понятия народности). Впоследствии слово готтентот распространилось не только на многие этносы, но также вошло в описание флоры и фауны.
Итак, первые представители Кхоикхои появились на территории Кейпа уже две тысячи лет тому назад. По особенностям занятий, элементов культуры и другим отличительным признакам можно поделить их на три подгруппы. Это Корана, занявшие центр южной Африки, Намака, распространившиеся на запад, и собственно Кхоикхои, осевшие на юге. Основой достатка служили стада овец, коз и коров. Такая диета позволяла жить на более широкую ногу, чем Сан. Племена Кхоикхои были намного больше по численности и сытости.
Период расцвета этноса заканчивается в третьем веке нашей эры, когда мигрирующие в огромных количествах банту вынуждали Кхоикхои потесниться. Одним из спасений были смешанные браки с Сан, бушменами. Однако главные отличия не давали племенам смешаться: Сан были ярко выраженными собирателями-охотниками, то есть реально отставали в развитии. Уклад жизни Кхоикхои основывался на домашнем хозяйстве.
Первые же встречи представителей Кхоикхои и Сан с белыми людьми были трагичными. Противостояние было однозначным и упорным. Лишь с прибытием англичан отношения приобрели цивилизованный окрас, но лишь внешне. В результате разрушения векового социального устройства Кхоикхои племя разделилось на части. Многие остались жить и работать на основанных голландцами и англичанами фермах, кто-то предпочел слиться с кланами и фамильными группами коза.
Главным объектом религиозных воззрений культуры Кхоикхои была Луна. Спутник Земли воспринимался как ипостась высшего бога, правящего на небесах. Создатель всего сущего - Тсуи'гоаб считался также оберегающим здоровье и жизнь. Божеству противопоставлялся Гунаб, абсолютное зло, причина всех болезней и смерти. Многие представители народности Кхоикхои в Намибии приняли ислам.
на главную -- рекомендуем посетить:
|