Автору настоящего исследования, посетившему «Русский дом» в апреле 2004 г., представилась менее радостная картина. Здание было в запущенном состоянии. Часовня оставалась нетронутой, но посетителю, намеревавшемуся туда попасть, приходилось идти по давно не убиравшемуся коридору с грязными стенами и паутиной.
Фасад был «украшен» изображениями диснеевских персонажей, соседствующих с полуистершейся надписью «Русский православный дом» и православным крестом. Здание производило угнетающее впечатление, впрочем, как и сотрудники детского сада, беженцы из стран к северу от ЮАР.
Оказалось, что среди них был проповедник одной из так называемых африканских церквей, соединившей христианство с традиционными местными культами. В этой связи, перспектива обращения воспитанников детского сада в православие казалась довольно призрачной. В начале сентября 2004 г. иконы и утварь из часовни были, наконец, перевезены на хранение в русскую церковь в Мидранде.
Но надо признать, что отец Филарет стремился установить добрые отношения со «старыми» эмигрантами в Южной Африке. После закрытия «Русского дома» ему удалось привлечь в свой приход почти всех из них. Обязанности старосты прихода преп. Сергия Радонежского сейчас исполняет бывший казначей «Русского дома» А.Д.Елагин. Церковь помогала А.И.Одинцовой, эмигрантке послереволюционной волны, жившей в трудных материальных условиях.
«Начали с того, что ей поставили телефон, починили телевизор, который она слушала в течение пяти лет, потому что он ничего не показывал, – вспоминал о. Филарет. – Но, наверное, самое главное, что у нее просто появились друзья, которые ей звонят, рассказывают о домашних неприятностях, о чем-то советуются, просто ее слушают. Она перестала быть одинокой. Она стала нужной людям».
А 1 июня 2003 г. священник провел в Мидранде панихиду по оторванным от Родины на долгие десятилетия нашим соотечественникам, которые на собственные средства создали очаг русской веры и культуры на юге Африки – «Русский дом».
на главную -- рекомендуем посетить:
|