Далеко не всех наших соотечественников, поселившихся в ЮАР в последние пятнадцать лет, можно назвать «эмигрантами» в прежнем значении этого слова. Бунин, один из идеологов русской эмиграции считал» что эмигранты – это «люди, добровольно покинувшие родину».
Но, при этом, он считал основной причиной послереволюционной русской эмиграции то, что эмигранты «так или иначе не приняли жизни, воцарившейся с некоторых пор в России, были в том или ином несогласии, в той или иной борьбе с этой жизнью и, убедившись, что дальнейшее сопротивление грозит нам лишь бесплодной, бессмысленной гибелью, ушли на чужбину». Вероятно, эти же слова применимы и ко многим эмигрантам из СССР 40–80-х годов, например, к диссидентам или перемещенным лицам, не пожелавшим возвращаться на родину.
Сегодня причины эмиграции россиян уже не политические, а, главным образом, экономические. Теперь наши соотечественники, в отличие от своих предшественников, могут в любой момент вернуться в Россию, не опасаясь кары властей. Процесс глобализации, в который они вовлечены, ведет к созданию мира «пересекающихся экономик, перекрещивающихся систем ценностей и фрагментарных идентичностей».
«Многие члены диаспор долгое время живут в принимающей стране, сохраняя семью, жилье, связи, профессиональные и личные контакты, как в стране исхода, так и в стране поселения, – считает социолог Вячеслав Попков, и его слова применимы к современной русскоязычной диаспоре ЮАР. – Интенсивность таких контактов со странами исхода благодаря современным средствам передвижения и массовой коммуникации находится на очень высоком уровне. По сути, это делает возможным проживание сразу в двух культурах... Широко распространенным феноменом являются мультилокальные семьи в двух национальных государствах, когда родители и дети живут в семьях, находящихся в двух разных государствах... Существуют “старые” мигранты, которые возвращаются в страну происхождения, в то время как их взрослые дети и внуки остаются в странах иммиграции».
на главную -- рекомендуем посетить:
|