Несмотря на то, что в годы «холодной войны» южноафриканские власти культивировали образ России как врага западной цивилизации и самой ЮАР, отношение жителей страны к СССР нельзя было назвать однозначно негативным.
Значительная часть черного населения Южной Африки связывала с Советским Союзом надежды на свержение апартеида, зная о поддержке, которую наша страна оказывала Африканскому национальному конгрессу и компартии ЮАР. Что касается белых южноафриканцев, многие из них считали, что русский народ не хочет конфронтации с Западом и что проблемы в отношениях Советского Союза с капиталистическим миром порождены неуемными амбициями правящих кругов СССР.
Эта позиция отражена в кинокомедии, пожалуй, самого известного южноафриканского режиссера Ями Эйса «Только после вас, товарищ» (1967), в которой советский и американский делегаты международной конференции благополучно разрешают разногласия, несмотря на козни своих политиков. Советский делегат оказывается душевным парнем, ничуть не менее симпатичным, чем его противник-американец.
Конечно, фильм Эйса – это скорее исключение, чем типичный пример южноафриканской кинопродукции времен «холодной войны». Фильмы русской тематики, снятые кинокомпаниями ЮАР самостоятельно или в сотрудничестве с американскими партнерами, представляли собой, как правило, боевики и шпионские триллеры о попытках советских спецслужб устроить переворот в Южной Африке, Родезии или Юго-Западной Африке.
Именно такие картины формировали представление южноафриканского зрителя об СССР. Но эти фильмы были посвящены, прежде всего, политическим устремлениям советского государства, а не созданию образа рядового советского человека.
на главную -- рекомендуем посетить:
|