Критики величали Третчикова «королем китча» и считали, что его картины ждет скорое забвение. Волну негодования в 1958 г. вызвало его полотно «Черное и белое», на котором изображено лицо мальчика, состоящее из двух идеально сочетающихся половинок – негроидной и европеоидной.
В обществе апартеида идея расовой гармонии и равноправия казалась провокационной. К тому же, было замечено, что художник гораздо чаще писал черных, цветных и малайцев, чем белых. Ни один государственный музей изобразительного искусства в ЮАР не имеет в своем собрании полотен Третчикова. Впрочем, возможно, его картины просто не по карману южноафриканским музеям.
Среди современных искусствоведов есть и приверженцы Третчикова. Уэйн Хемингуэй, автор книги «Прямо над камином: шедевры искусства для масс», считает, что именно этот живописец, а не Энди Уорхол, наиболее последовательно реализовал в своем творчестве принципы поп-арта. Третчиков, утверждает он, «добился всего того, что Уорхол лишь декларировал, но так и не смог достичь из-за своей элитарности». При этом сам Владимир Григорьевич в начале 1970-х писал: «Если бы [критики] К стали меня хвалить, я бы очень расстроился... Когда это произойдет и все эти патлатые неряхи наперебой заговорят о том, какой я замечательный художник, – тогда я пойму, что уже ни на что не способен».
Третчикова немногое связывало с Россией. Тем не менее, как художник он начал формироваться в среде русских эмигрантов Харбина и Шанхая: от кубизма его ранних работ к сентиментальному реализму его зрелых полотен. Уже в Южной Африке он написал портрет всемирно известной русской балерины Тамары Тумановой, гастролировавшей в этой стране в 1958 году. Для картины «Умирающий лебедь» ему позировала Алисия Маркова, бывшая солистка дягилевского Русского балета и партнерша Антона Долина.
В начале 1990-х в интервью российско-южноафриканской газете «Нью Бридж» художник отмечал, что моделью для его картин чаще всего была русская женщина – его жена Наталья. «Я очень хочу написать картину, которая бы пахла Россией, – сказал он. – Для этого надо хотя бы немного пожить на земле Достоевского, Репина и Кандинского, на земле предков. Но когда вам за 80, это не простое решение».
Владимир Григорьевич так и не побывал на родине, и его полотна до сих пор не экспонировались в нашей стране. Художник скончался в Кейптауне в августе 2006 года.
на главную -- рекомендуем посетить:
|