Как и в других странах, для эмигрантов послереволюционной волны в ЮАР православие было непременным атрибутом русской идентичности. «Прежние общественные и политические идеалы утратили свое значение», – писал о русских эмигрантах послереволюционной волны о. Ростислав Колупаев, автор монографии о наших соотечественниках в Северной Африке.
«Привычные ценности общественного строя, казавшиеся незыблемыми, были не просто поколеблены, но подчас и низринуты со своих пьедесталов... В таких условиях, церковь, из всех привычных общественных институтов, оставалась едва ли не единственным образованием, способным утешить, вдохновить, наполнить внутренним содержанием и силой, помочь преодолеть последствия утрат и душевной пустоты».
«Вокруг церквей объединялись русские, ив центре их общественной и культурной работы почти всегда стоял храм», – отмечал один из первых историков Русского Зарубежья П. Е. Ковалевский.
Церковь стала цементирующим элементом русской общины Южной Африки. Аналогичную функцию церковь выполняла и в других русских общинах на континенте. «Во всех странах Северной Африки и в Эфиопии строились новые православные церкви, вокруг них формировались православные общины, которые объединяли эмигрантов, поддерживали их морально, наставляли, помогали адаптироваться», – пишет В. И. Рябова. Правда, в Северной Африке процесс образования русских общин в основном закончился еще до Второй мировой войны.
на главную -- рекомендуем посетить:
|