При русском приходе было организовано церковное сестричество, которое вело благотворительную работу, устраивало вечера, лотереи, помогало малообеспеченным членам прихода, собирало средства для помощи православным монастырям в зарубежье.
В деятельности церковного сестричества участвовала жена настоятеля, Маргарита Павловна (1894–1974), удостоенная за свои труды в Южной Африке благословенной грамоты от главы РПЦЗ – митрополита Анастасия.
Самыми пожилыми членами прихода были баронесса Евгения Николаевна Кандыба-Каульбарс (1879–1963), дочь составителя первых российских карт Австралии, Южной Америки, Африки, Аравии, удостоенная Николаем II золотой медали за самоотверженную работу в качестве сестры милосердия во время русско-японской и Первой мировой войны; баронесса Ксения Романовна Фредерике (1882–1963), чей сын Всеволод Михайлович (1915–1988) возглавлял корпункт агентства «Франс Пресс» в Южной Африке; и Елизавета Леонидовна Миллер (1884–1970), сестра переводчика «Божественной комедии» Михаила Лозинского и жена юриста Владимира Анатольевича Миллера (1885–1958), многолетнего председателя Союза русских адвокатов во Франции.
Летом 1953 г. при церкви св. Владимира открылась воскресная школа, которая к концу десятилетия «охватила почти всех [русских] детей и подростков». С. Стариков преподавал Закон Божий, а его жена – русский язык. «Трудность на первых порах заключается в том, – писал настоятель, – что часть детей не говорят даже по-русски, и приходится поначалу давать объяснения по-английски». Община также планировала создать в Йоханнесбурге собственный дом для престарелых и приобрела для этих целей участок земли.
По церковным праздникам русская церковь проводила торжественные богослужения в англиканском кафедральном соборе Йоханнесбурга. Вот как описывает С. Стариков рождественское богослужение в Южной Африке:
«Непривычно встречать Великий Праздник среди чужой природы! Закроешь глаза, и невольно картины встают зимнего пейзажа, “настоящей” елки... А тут еще неполадки: вследствие распространившейся болезни (полио[миелит]) запрещены скопления детей и школьные елки... Все-таки постарались сделать так, чтобы русского человека вернуть хотя бы в воспоминаниях к прекрасному прошлому... Великое Повечерие, на котором умело и прекрасно читал наш чтец, проф. местного университета Б. И. Балинский, перешло в литургию и торжественную утреню. По окончании службы сестричество роздало для всех русских детей рождественские пакеты-подарки с прекрасно выполненными большими пряниками – Дедами Морозами, затем сербы и гости-русские перешли в соседнее с церковью зало, где начался древний сербский ритуал рождественского дуба».
на главную -- рекомендуем посетить:
|