Была, кроме прочих, крайне малочисленная категория российских эмигрантов в Южной Африке. Это моряки, бежавшие с советских кораблей, останавливавшихся в портах этой страны.
Такую ситуацию описывает И. Ивашко, участник дальнего плавания на советском торговом Судне в 1967 году. Во время перехода вокруг Африки вышла из строя машина и получил серьезные ранения старший механик корабля. Пришлось делать остановку в Кейптауне. При выходе на берег потерялся новичок-радист. На другой день власти города сообщили капитану, что моряк попросил политического убежища.
Он отказался от встречи с капитаном, но когда последний все-таки пришел к нему, радист «сидел молча, не двигаясь, как манекен». Капитан был уверен, что моряка подвергли воздействию сильных наркотиков. Однако в медицинском обследовании власти отказали. Решение радиста шокировало команду корабля, потому что он «был на фронте, где получил ранение, награжден орденом Красного Знамени за подвиг Кенигсберга».
Ивашко повествует о бегстве радиста с множеством драматических и маловероятных подробностей, которые в нашем пересказе опущены. Если эта история произошла на самом деле, трудно сказать, по какой причине радист попросил убежища в ЮАР. Была ли это провокация властей или добровольное решение моряка? Так или иначе, случаи добровольного бегства с советских кораблей имели место, хотя сведения о них не разглашались.
на главную -- рекомендуем посетить:
|