Когда в Йоханнесбурге в 1952 г. был создан приход св. Владимира, в Кейптауне, втором по величине городе страны, русской церкви не существовало. Тем не менее, в предшествующие десятилетия в этом городе, возможно, была небольшая, впоследствии распавшаяся русская религиозная община:
«...На городской карте Кейптауна имеется участок, обозначенный, как место русского православного богослужения, хотя сейчас на этом месте нет ни здания, ни каких-либо других следов существования этой общины», – писал в 1980-е гг. о. Хризостом Франк. Однако достоверные сведения о возникновении в Кейптауне русской общины относятся лишь к началу 1950-х годов.
Поскольку русская церковь открылась лишь в Йоханнесбурге, русские верующие в Кейптауне посещали православные (греческие или сербские) храмы или становились прихожанами церквей других конфессий. По наблюдениям о. Хризостома, многие русские ходили в англиканские церкви. Англиканские обряды казались им близкими к православию, и, что немаловажно, богослужения в этих храмах проводились на английском языке, которым владело большинство южноафриканских русских.
Русские православные жители Кейптауна посещали греческую церковь в районе Пайнлэндс, хотя она так и не стала для них общинным центром. Этноцентричность, свойственная православным общинам Южной Африки, была характерна и для кейптаунской греческой церкви. Несмотря на хорошие отношения между русскими и греческими православными, вопрос о членстве русских в греческом приходе Кейптауна оказался крайне сложным.
О. Хризостом Франк рассказывает о двух женщинах русско-бельгийского происхождения, регулярно посещавших греческую церковь в Пайнлэндс и пожелавших стать членами прихода. «Поскольку ни одна из них не была замужем за греком и не имела ни капли греческой крови, то в связи с их просьбой возникла дилемма. В конце концов, одну из них сделали “почетной гречанкой” (что сильно напоминает мне то, как южноафриканское правительство удостаивает японцев звания “почетных белых”). Другая женщина такое предложение отклонила. Что касается “почетной гречанки” русско-бельгийского происхождения, то ей, в конце концов, было, заявлено, что поскольку она фактически не является гречанкой, то и не обладает правом выступать или голосовать по вопросам, касающимся, церковных или иных дел при их обсуждении на собраниях общины. Впоследствии она прекратила уплату взносов в эллинскую общину, после чего ее известили, что в случае ее смерти церковь откажет ей в погребении, если все пропущенные взносы не будут уплачены!».
Разумеется, в таких условиях русским верующим очень не хватало своей собственной православной общины, своего священника.
на главную -- рекомендуем посетить:
|