Чтобы собрать средства на создание «Русского дома», члены «Общества русских эмигрантов» устраивали благотворительные концерты, базары, обеды, аукционы картин В. А. Иванова и репродукций полотен В. Г. Третчикова, очень популярного а те годы южноафриканского художника.
Среди основателей «Русского дома» были В. А. Швецов (его первый председатель), В. А. Иванов (ставший председателем в начале 1970-х), Н. Л. Краснокутский (ставший председателем в 1980-е) и Е. П. Ладыженская (первый хранитель).
В настоящее время сведения о деятельности «Русского дома» можно почерпнуть только из бесед с его бывшими членами. Значительная часть приводимой ниже информации предоставлена Верой Борисовной Беляковой, исследователем русского дворянства в ЮАР и членом «Русского дома» с конца 1970-х. На протяжении многих лет она брала интервью у других членов этой организации и собрала уникальный архив документов по истории российской эмиграции в Южной Африке.
«Русский дом» был задуман, прежде всего, как общинный, а не религиозный центр. В этом было его основное отличие от общины св. Владимира. Тем не менее, православные обряды занимали важное место в деятельности «Русского дома». Говоря о роли церкви, исследователь Русского Зарубежья М. Назаров отмечал, что «в “бесплотном” эмигрантском состоянии, в отрыве от родной земли, очень остро чувствуется потребность в материальных ее символах... Кто-то писал, что бывает странно выходить из русского храма и видеть иностранную улицу».
«Для “Общества русских эмигрантов” самой важной задачей было создание собственной церкви, – вспоминал В. А. Иванов. – Русская православная церковь всегда играла важнейшую роль в истории России. Для нас здесь было важно воспитать наших детей, соблюдая православные традиции».
на главную -- рекомендуем посетить:
|