«Евреи как община решили не занимать никакой позиции по туземному вопросу, потому что они связаны с проблемой солидарности с еврейством в других странах», – говорил в 1953 г. основоположник прогрессивного иудаизма в ЮАС раввин Мозес Вайлер.
«Южноафриканская еврейская община делала больше, чтобы помочь Израилю, чем любая другая община. Община не могла выступать в оппозиции к правительству и в то же время просить его разрешения переводить деньги в Израиль».
Борцы за расовое равноправие воспринимались как возмутители спокойствия. Считалось, что каждый член общины имеет право действовать в соответствии со своими политическими убеждениями, которые могут не отражать мнения общины в целом. Последняя держалась в стороне от политики и не желала нести ответственность за действия своих отдельных членов, избегая крайностей как левого, так и правого толка.
Консерватизм еврейской общины и боязнь вызвать всплеск антисемитизма делали ее в 1960–1970-е гг. надежным оплотом Правящей Национальной партии. Южноафриканская еврейская община в целом и ее представительские организации – Еврейский совет депутатов и Сионистская федерация – вплоть до второй половины 1970-х гг. стремились всячески отмежеваться от своих соплеменников, которые выступали против политики правительства.
Только в 1978 г. южноафриканский Еврейский совет депутатов принял резолюцию, призывающую евреев бороться за искоренение любой несправедливой дискриминации человека вне зависимости от расы, вероисповедания и цвета кожи. В то же время начались попытки установить диалог с лидерами небелого населения ЮАР. Евреи Южной Африки с удивлением обнаружили, что, согласно опросам, они были для чернокожих южноафриканцев самой ненавистной группой белого населения после африканеров.
Тем удивительнее, что среди белых борцов за равные права для всех южноафриканцев большинство составляли именно евреи.
на главную -- рекомендуем посетить:
|