Следует признать, что, стремясь «переписать историю», сторонники афроцентризма способствовали накоплению эмпирического материала, а, желая развенчать миф о патологической лености и невежественности африканцев, первыми проявили интерес к интеллектуальной истории диаспоры.
Как социальный феномен африканские интеллектуалы в последней трети XX века привлекали внимание ученых. Они были предметом специального исследования в книге А.Мазруи «Политические ценности и образованный класс в Африке», в монографии И.Т.Катагощиной «Интеллектуальная элита в странах Тропической Африки: университеты, власть, общество», в монографии и диссертации B.C.Мирзеханова «Интеллектуалы, власть и общество». Авторов привлекало творческое наследие интеллектуалов. Однако никто из них не заострял внимания на их жизни и деятельности вне Африки.
Поворот исторической науки в сторону фактов и событий, произошедший в ходе последних десятилетий, привел к возрастанию роли повествовательных жанров в исследовательской литературе. Во второй половина XX века под воздействием идей Л.Февра и М.Блока произошло «очеловечивание» истории. Структурный анализ явлений уступил место человековедению.
Жизнь отдельных представителей африканской диаспоры привлекла внимание исследователей. Как следствие, было написано немало биографий политических деятелей, исторических и литературных портретов. Их авторов объединяла вера в возможности человека – в уникальность, индивидуальность, гениальность тех, о ком они писали. За каждым очерком скрывалась личность, которая формировалась временем и окружением.
на главную -- рекомендуем посетить:
|