Тексты художественных произведений и научных исследований различаются по форме, содержанию, объему, стилю, жанру, методологии. Обращенные в прошлое и в будущее, они могут быть злободневны и актуальны, способны опережать время.
В большинстве своем они рассчитаны на тиражирование чужих концепций и взглядов предшественников, на популяризацию идей выдающихся ученых и писателей. За редким исключением их вряд ли можно отнести к разряду «памятников» – феноменальных, уникальных произведений.
Однако все вышесказанное не распространяется на общественно-политическую литературу. Интеллектуалы, наделенные недюжинным темпераментом, необходимым для «обращения в веру», для внедрения в массы не ими созданных идей или моральных установок, не только преуспели в создании произведений, рассчитанных на массового читателя и в силу этого ставших хрестоматийными, но и учредили ряд направлений на стыке литературы, науки и искусства.
Они создали негритюд, развивали идеи панафриканизма и, наконец, пришли к афроцентризму, который можно считать если не самым радикальным, то, по крайней мере, наиболее субъективным учением из всех существующих направлений общественно-политической мысли.
Произведения Э.Сезэра, Л.Сенгора, К.Нкрумы, А.Кабрала и других интеллектуалов, несомненно, являются литературными памятниками и одновременно памятниками эпохе, отражают настроения и чаяния миллионов африканцев и носят агитационно-публицистический, пропагандистский характер.
на главную -- рекомендуем посетить:
|