Обращение к жанру интеллектуальных биографий предусматривало освещение эволюции взглядов и интересов изучаемого объекта. Своеобразие личности интеллектуала проявлялось в характерной способности меняться на протяжении всей жизни, до самой смерти находясь в состоянии духовного роста и созидания.
Активизация способностей и творческих возможностей эмигранта на чужбине, по мнению А.Тойнби, подтверждает эмпирически мысль, выраженную мифами Исхода и Изгнания, о том, что выход на новые рубежи дает толчок интеллектуальному развитию.
Находясь вдали от родины, в меньшинстве, тем более в одиночестве, интеллектуал, если он еще и «сильная личность», «медиум», «гений», «сверхчеловек», являет собой «дрожжи в общем котле человечества», выступает как генератор теорий и идей. Однако за исключением А.Ассенсо и О.Огуйбе никто из исследователей не ставил перед собой задачу изучения жизни и деятельности африканского интеллектуала за пределами Африки.
Между тем, к концу XX века был накоплен большой материал, требующий детальной обработки и осмысления. Появилось множество новых имен. В ходе двух последних десятилетий были изданы десятки биографических справочников. Они формировались на основе различных критериев и включали сведения об исторических деятелях, ученых и писателях африканского и афро-американского происхождения, тех, кто пережил изгнание.
Анализ содержания сборников потребовал пересмотра устаревших взглядов на вклад африканцев в развитие мировой науки и культуры. Изучение биографий в этой связи может сыграть не последнюю роль.
на главную -- рекомендуем посетить:
|