В ответ на посягательства бизнеса и политики на мнение интеллектуалов «аристократия интеллекта» противопоставляла себя обществу. Ее притязания на духовное и политическое лидерство не всегда были заметны.
Однако на фоне неграмотного или полуграмотного населения образованные люди выделялись, что, в совокупности с присущим им конформизмом и космополитизмом, высоким уровнем профессиональной подготовленности, широким кругом интересов, идей и неутомимой энергией, направленной на их реализацию, несовместимой с атмосферой косности, лжи, лицемерия, апатии и лени, характерной для африканских обществ второй половины XX века, сказывалось на их настроениях.
Общей для многих стала установка на выезд за пределы Африки, решение, которое вряд ли можно считать субъективным. Во-первых, потому, что уже несколько поколений интеллектуалов существовали изолированно от африканского общества. Во-вторых, они отчетливо ощущали свою инакость, на родине и за ее пределами, оставаясь «чужими», «выскочками», «парвеню». В-третьих, именно вне Африки им удалось найти пути консолидации на социальной и профессиональной основе.
За пределами континента интеллектуалы ощутили себя общностью не только в силу соматических признаков. Здесь были представлены «сливки» африканской науки и культуры. Их объединяли взгляды на проблемы и перспективы развития Африки. И, если накануне и в первые годы независимости интеллектуалов волновали проблемы суверенитета, экономической самостоятельности, африканского единства, в настоящее время на повестку дня вышли иные вопросы: эмиграция, коррупция, нищета, отсутствие политической культуры, экономическая отсталость. Анализ их вклада в изучение названных проблем представляется актуальным как с точки зрения всемирной, так и региональной истории.
на главную -- рекомендуем посетить:
|