А.Мазруи и М.Окойе стремились освободить интеллектуалов от приписываемого им имиджа правдоискателей, доказать, что их влияние на массовое сознание значительно больше, нежели удельный вес в составе населения. Такой подход не позволил в полной мере дистанцироваться от термина «интеллигенция».
Увлечение идеями борьбы за справедливость и интересы народа, за выживание, связь их ценностных ориентиров и установок с концепциями освободительного движения, с марксизмом и социализмом, с теориями африканской исключительности (идолами вчерашнего дня), склонность к «прожектерству», конфронтация и конфликты с властями и цензурой, «бессеребреничество», по мнению М.Окойе, мешали личностному развитию и сближали африканских интеллектуалов с российской интеллигенцией – «с теми, кого в русской интеллектуальной истории называют «лишними людьми», чей высокий дух, знания и таланты остались невостребоваными государством и обществом, с теми, кто был вынужден бездействовать, отказаться от созидания и борьбы и жить с ощущением отчуждения вне времени и пространства.
Опираясь на выводы предшественников, можно сделать ряд заключений, которые призваны уточнить смысл, вкладываемый авторами сайта в понятие «интеллектуалы».
Во-первых, следует признать, что оно является более узким, нежели «интеллигенция», и включает тех, кто «занимается мыслительной деятельностью, задумывается над идеями и нематериальными проблемами, используя Дар Божий – свою харизму, «чье мнение основано на знаниях и размышлениях, а не на чувственных восприятиях и ощущениях», для кого идеи, концепции, литература, музыка, живопись наполнены глубоким внутренним смыслом и являются частью атмосферы, в которой они живут.
Во-вторых, необходимо иметь в виду, что интеллектуалы отличаются от других групп населения объемом знаний, эрудицией, которая в большей мере, чем профессиональная квалификация, определяет их этнос.
на главную -- рекомендуем посетить:
|