Рост безработицы выступает как следствие все более широкого разрыва между увеличением рабочей силы и спросом на оплачиваемый труд, определяемым характером, структурой и темпами экономического развития. Увеличивается, в частности, число лиц, приходящих на рынок труда из системы образования. Это главным образом подростки, закончившие начальную школу и не имеющие практически никакой профессиональной подготовки. Они составляют, по оценкам ЭКА., 22% всей новой рабочей. силы, и при существующих тенденциях их доля в первом десятилетии XXI может увеличиться до 41%.
Наряду с массовой открытой безработицей социальная обстановка в Африке характеризуется внушительными размерами неполной занятости, распространенной как в городе, так и особенно в сельских районах. Согласно оценкам ЭКА. она (неполная занятость) в начале 80-х годов распространялась примерно на 40% рабочей силы в африканской деревне и ежегодно увеличивалась в абсолютных размерах более чем на 4%. С учетом скрытой безработицы в городском неформальном секторе общая картина станет еще более удручающей.
Следствие и компонент социально-экономической отсталости, незанятость значительной части трудоспособного населения усугубляется продолжающимся демографическим взрывом, начавшимся во второй половине XX в. как результат успехов в борьбе с эпидемическими заболеваниями и снижения детской смертности при сохраняющейся высокой рождаемости. А возрастная структура (в начале 80-х годов дети до 15 лет составляли 45% населения) постоянно воспроизводит перспективу усиливающегося давления на рынок труда, хотя само трудоспособное население (от 15 до 64 лет) увеличивается несколько медленнее, чем население в целом. Особенно ощутимо это давление в городах, куда сельская нищета и беспросветность постоянно выталкивают наиболее динамичную часть деревенских жителей.
Наряду с демографическим и миграционным существуют другие факторы, так или иначе связанные с проблемой занятости. В частности, при насущной необходимости максимального увеличения числа рабочих мест бесспорна и необходимость такого технологического уровня общественного производства или хотя бы отдельных его секторов, который обеспечивал бы возможность роста производительности труда, следовательно - экономического, а тем самым и социального прогресса. Столь же очевидна потребность в квалифицированной рабочей силе для технологически более высоких по сравнению с традиционным сектором сфер общественного производства. Все это требует комплексного подхода к проблеме, продуманных, взвешенных решений и в демографической политике, и в том, что касается преобразований в деревне, которые замедлили бы миграцию сельского населения в города, и в вопросе о типе и темпах развития промышленности, о сочетании капитало- и трудоемких производств, ив деле развития системы-образования. Ясно также, что в каждой стране варианты решений по всем этим вопросам зависят не столько от общеполитической ориентации правящих сил, сколько от исходного уровня экономического развития, от целого ряда условий - природных, ресурсных, технических, политических и иных.
на главную -- рекомендуем посетить:
|