По замыслу алжирских лидеров, например, возврат к частному землевладению может происходить двумя путями. Согласно первому варианту любой алжирец имеет право подать просьбу о выделении ему участка на пригодных для обработки, но неиспользуемых землях и предоставлении в связи с этим займа на льготных условиях. Если за первые пять лет он сумеет освоить эту землю и его деятельность будет признана эффективной, этот участок отдается ему в полную собственность. Другой путь - это распределение земель (площадью до 2 га) самоуправляемых социалистических хозяйств между крестьянами данного кооператива.
Однако при этом земля остается по-прежнему собственностью государства. Предполагается, что крестьяне либо обрабатывают эти участки индивидуально, либо объединяются по 6-9 человек в так называемые "сельскохозяйственные коллективные объединения", представляющие собой низшую форму кооперации. В декабре 1987 г. правительство приняло решение сдать в аренду кооперативным и частным лицам все 3 тыс. государственных ферм, занимавших самую плодородную землю.
В последних правительственных документах Народной Республики Конго индивидуальным крестьянским хозяйствам отводится главная роль в повышении продуктивности аграрного сектора и становлении национального рынка. На состоявшейся в 1987 г. в Браззавиле первой сессии Национального совета по сельскому хозяйству 1988 г. был объявлен "годом возврата к земле". В рамках новой концепции сельскохозяйственной политики, определившей поощрение частного предпринимательства, открывается возможность использования наемного труда. Интенсификация крестьянского труда, формирование расширенного производства определяет уровень как производительного, так и потребительского спроса, его количественных и качественных изменений. От этого зависит емкость крестьянского рынка - главного фактора развития промышленности в аграрных странах. Поэтому созданию условий для осуществления в мелких фермерских хозяйствах процесса накопления придается все большее значение.
Важнейшей составной частью стратегии и тактики экономического развития африканских стран является политика, касающаяся форм, направлений и темпов индустриализации. Большинство стран континента отказалось от модели "ускоренной", догоняющей индустриализации, предусматривающей создание диверсифицированного промышленного комплекса, как главного рычага технико-экономической реконструкции традиционных укладов. Для политики "ускоренной", "форсированной" индустриализации характерна концентрация ресурсов на ключевых отраслях, приоритет современного сектора над традиционным, промышленности над сельским хозяйством, крупного производства над мелким. Как показал опыт Алжира и других стран, такая политика приводит к возникновению ряда острых диспропорций, блокирующих экономический рост.
на главную -- рекомендуем посетить:
|