За период независимого развития социальные системы стран континента претерпели значительные изменения. Они прослеживаются как в социально-классовой структуре, так и в социально-политической и социокультурной сферах, в строительстве социальной инфраструктуры. В параллелограмме сил, воздействующих на эти изменения, особо важным представляются факторы экономического, политического, в том числе внешнеполитического, культурного, демографического, естественно-географического и экологического порядка.
Характер и степень их прямого или опосредованного воздействия различны в той или иной конкретно-исторической ситуации, порождая разные по своей направленности, глубине и стабильности противоречия общественного развития. Невозможно игнорировать при этом и относительную устойчивость, а порой и расширение "сферы действия" традиционных структур, отношений и институтов.
Употребление термина "традиционное общество" вызывает протест со стороны леворадикальных авторов и ряда африканских исследователей. Они справедливо указывают на ограниченность и примитивность дихотомичной формулы и противопоставления современного и традиционного как единственного или главного параметра, описывающего развитие африканского общества.
Тем не менее большинство буржуазных авторов полагает, что в Африке как бы соседствуют или сосуществуют параллельно, закладываясь, но не интегрируясь, два общества - современное и традиционное. Африканская деревня олицетворяет мир традиционализма, в то время как город в большей или меньшей степени приближается к современности. Этому соответствуют и два разных типа хозяйственной деятельности, различия в формах и методах труда, социальном облике индивида-члена общества, его социально-психологические и социокультурные характеристики.
Африканская действительность подтверждает, что такие традиционные структуры, как большая семья, род, этническая группа и соответственно эндогенная община, институт традиционных правителей и вождей, вера в родовые святыни и табу, приверженность традиционным обычаям, оказались намного более живучи и резистентны, нежели можно было предположить. Прогностические работы 60-х годов, предсказывавшие быстрое разрушение традиционной общины и ее институтов под напором модернизации, явно не оправдались. Больше того, реакцией на негативные последствия капиталистической модернизации стало почти повсеместное усиление явлений традиционализма в общественной жизни, поощряемой правящими кругами тех стран, которые пытаются использовать традиционные структуры в качестве опоры своего правления. Особенно отчетливо это прослеживается в странах, чья официальная идеология основывается на принципах аутентизма или самобытности, - в Заире, Того, Малави. В Судане, например, основой социально-производственной организации многих общи в ряде сельских районов, их первичной хозяйственной и трудовой ячейкой по сей день является большая семья. Члены такой семьи, связанные родственными узами, добровольно работают сообща, коллективно используя большинство имеющихся средств производства. Каждый из членов семьи пользуется ее поддержкой, для каждого она является своеобразным институтом социально-экономического страхования от превратностей жизни.
на главную -- рекомендуем посетить:
|